Майдан и последовавшая за ним война на Донбассе раскололи украинское христианство. Некоторые церкви поддерживали и Майдан, и войну. Поэтому к ним новая украинская власть отнеслась благосклонно. Но православная УПЦ МП, а также отдельные евангельские и католические верующие не поддержали ни Майдан, ни войну на Донбассе. Поэтому к ним и, прежде всего, к УПЦ МП, новая власть отнеслась негативно, начав определенные притеснения и даже гонения.
Данная ситуация во многом напоминает раскол донатистов в 4 веке. Начался этот раскол также с весьма трагических событий — Великого гонения при императоре Диоклетиане (303 г). Разные верующие в тот период по разному себя повели, так же, как и украинские христиане во время Майдана. Одни христиане Рима стали мучениками, сохраняя свои христианские принципы даже перед угрозой тюрем. А другие не были так принципиальны и выполняли распоряжения власти. В частности, некоторые епископы отдавали церковные книги со Словом Божьим на сожжение, как того требовал закон.
Это было неправильно, но зато власти начали относиться благосклонно к таким верующим и не притесняли их.
Гонения при Диоклетиане вскоре закончились, но эти гонения надолго раскололи церковь. Одни, донатисты, осудили такое поведение падших епископов. Они согласны были принимать таких епископов в церковь только лишь после повторного крещения, отказываясь без этого признавать их епископство. Сами же эти епископы настаивали на прощении и критиковали донатистов за раскол и смуту.
Очень быстро в этих группах начало формироваться отличительное богословие. Донатисты начали учить, что благодать и сила таинств зависят от личной святости священника. Таким образом, морально павшие при гонениях епископы, фактически признавались нелигитимными.
Но в среде «павших» епископов постепенно начал формироваться другой взгляд. А именно, что благодать Божья и сила таинств не зависят от личных моральных качеств священника. Такое вероучение, конечно же, было выгодным для этих епископов и их паствы. Оно не выставляло их в плохом свете и позволяло сохранить авторитет для того, чтобы и дальше занимать церковные должности. В дальнейшем эту доктрину развил Августин, и она стало общепринятой в католической церкви.
Также и в украинском христианстве начали формироваться две линии богословия. Одни категорически осудили и войну, и Майдан. А другие начали разрабатывать достаточно сложное богословие, связанное с агрессором-неагрессором, нарушением меж, своеобразным толкованием понятия «власть от Бога» и т.д. Очевидно, что подобное непростое вероучение направлено на поддержание авторитета. А также на сохранение церковных должностей и влияния как на христиан Украины, так и на украинское общество.
По разному две группы верующих в Римской империи отнеслись к властям. Донатисты начали разрабатывать и уделять большое внимание вопросам невмешательства государства в дела церкви. Так, сам Донат, лидер движения, отказался принять подарки от императора, сказав свою известную фразу: «Какое дело императору до Церкви?»
Но среди оппонентов донатистов ничего плохого в поддержке властей не видели и нередко прибегали к помощи императора при разрешении церковных споров и даже к помощи императорских войск для расправ с донатистами.
Так же и в Украине УПЦ МП громче всех говорит о невмешательстве государства в дела церкви. И вообще об отделении церкви от государства. Но их оппоненты, особенно из УПЦ КП, совсем не против некоторой помощи со стороны власти. К примеру, для отжатия храмов у МП и их последующем присвоении.
Среди евангельских христиан-сторонников Майдана вполне нормальным считалось настучать в СБУ для расправы над другими евангельскими христианами — противниками Майдана. Для этого формировалось также соответствующее вероучение, ставящее во главу угла государственный патриотизм, противостояние агрессорам, сепаратистам и пр. И, соответственно, оправдывающее подобные действия.
Естественно, сама власть, как в римские времена, так и в нынешней Украине, более благосклонна к тем верующим, которые к ней лояльны. И готова продвигать такие группы верующих, вытесняя их нелояльных конкурентов.
Во времена Рима история раскола закончилась поражением донатистов. Их лидер, Донат умер в ссылке. Многих епископов-донатистов казнили. Церковные соборы осудили их как ересь. Некоторые донатисты, спустя время, начали поддерживать мятежников, чем еще больше подорвали свой авторитет. Потом случились неприятные внешние факторы — завоевания вандалов и мусульман в северной Африке, после чего донатисты навсегда исчезли из истории.
Вероятно, наибольшей ошибкой донатистов была их непримиримость. Нежелание простить тех христиан, которые согрешили во время гонений, проявив слабость. Слишком уж они преувеличивали собственные заслуги и собственную праведность, нивелируя таким образом, заслуги Христа и Его праведность. Очевидно, со временем это переросло в гордыню и было отвергнуто Богом.
Это может быть уроком для тех христиан, которые не поддерживали Майдан и братоубийственную войну. Не стоит слишком уж кичиться этим, как неким великим достижением. Не это делает нас христианами и определяет нашу судьбу в вечности. Также не стоит уничижительно относиться к тем украинским христианам, которые участвовали в мятеже и братоубийственной войне. Они сделали грех, но если покаются, то Бог силен восстановить их.
Также и другая часть тела Христова, католическая церковь, лишившись части «тела» из-за раскола донатистов, долго переносила эту травму и «болела». Из-за слияния с государством в церковь были перенесены многие языческие традиции и обряды. Многие люди лишь формально становились верующими ради карьеры, например, карьеры священника. Как следствие, средневековая церковь значительно отошла в чистоте учения от церкви новозаветного образца. Начались своего рода «крестовые» походы с использованием армии сначала против донатистов, а затем и против других инакомыслящих христиан.
Очевидно, что подобные проблемы могут ожидать и ту часть украинского христианства, которая пошла на сделку с государством. Эти украинские верующие для оправдания своих неблаговидных действий во время мятежа и войны начинают преследовать тех христиан, которые указывают им на их грех. И не смущаются использовать для этого государственный карательный аппарат или вооруженные отряды патриотов, вроде «Правого сектора», на действия которых власть закрывает глаза.
Также эта часть христиан начинает всячески искажать Слово Божье, чтобы оправдать свое беззаконие и создать видимость святости. Появляются лжеучения, вроде того, которое изложено в книге «Церковь на Майдане» или заявления Церковного Совета украинских церквей о поддержке войны на Донбассе. Последствия такого подхода — еще большее моральное разложение и искажение христианского вероучения, как это происходило в определенный период времени в средневековой церкви.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Многое из процесса ,приведшего к Майдану осталось сокрытым...Может это и хорошо ,ведь " сокрытое принадлежит Господу".Но мне не по душе ставшее " крылатым" выражение - Майдан - революция достоинства, тем более что оно принадлежит высказыанию какого -то пастора либерала. Я могу понять желание простых людей решить ситуацию с помощью смены власти и патриотического порыва( в рифму звучат слова А.С.Пушкина :"Пока свободою горим, пока сердца для чести живы; мой друг Отчизне посвятим - души прекрасные порывы...")Но для христиан все вопросы геополитического, национального , материального плана конечно же должны были преломляться через призму Нагорной проповеди Иисуса Христа!
Любовь и лицемерие - Николай Агапьев Ис.5:20 "Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким"!
Увы, но часто согласно словам пророка лицемерие, называется - любовью, а любовь - лицемерием. Порой тяжело отличить одно от другого. И многие, думают, что находятся в любви, непонимая при этом разницы, между любовью и лицемерием, между искренностью и притворством...